27 сентября 2017 года в краеведческом отделе Отрадненской библиотеки состоялась презентация выставки, на которой был представлен исторический макет «Почтовая станция в Пелле». 1789 год», выполненный Санкт-Петербургским «Музей-макет «Петровская акватория».
На мероприятии присутствовали глава МО «Город Отрадное» Михаил Владимирович Лагутенков, глава администрации МО «Город Отрадное» Вера Ивановна Летуновская, депутаты совета депутатов г. Отрадное, генеральный директор музея-макета «Петровская Акватория» Алексей Николаевич Струк, члены координационного совета Исторического общества г. Отрадное, приглашенные гости.
Историческая справка:
ПЕЛЛИНСКАЯ ПОЧТОВАЯ СТАНЦИЯ
Сначала нужно немного сказать о самой дороге по левому берегу Невы от С.-Петербурга до Шлиссельбурга. Строительство ее Камер коллегия вела в 1732 г. специально для поездки императрицы Анны Иоанновны на Ладожский канал: спешно делали плоты и гати для перевоза карет с лошадьми, на «болотных местах» клали фашины, по сторонам копали ровки для стока воды. Тогда же на р. Тосне устроили пошлинную контору, в на собранные деньги в 1740-е гг. под началом полковника Ладожского канального батальона Н. Людвига чинили переправы, сооружали новые мосты вместо обветшавших на реках Ижоре, Тосне, Мге.
К 1757 г. Шлиссельбургская дорога вновь была «исправлена и верстовые столбы поставлены», и проезд всегда был «беспрепятственный». Тогда же по сенатскому указу учредили на ней станции на р. Святке и в Шлиссельбурге; на каждой из них имелось по четыре лошади «для отправляющейся почты».
Ладога, 31.10.1991г.
«СТРАНИЦЫ БЫЛОГО»:
Об учреждении станций по новопроложенной от Невского монастыря Шлиссельбургской дороге.
Сенатский указ. 1757, 13 июня. №10740
«Правительствующий Сенат по доношению С.-Петербургской Губернской канцелярии, Приказали: по Шлиссельбургской дороге для отправляющейся по Архангелогородскому тракту почты… учредить станции по новопроложенной от Невского монастыря Шлиссельбургской дороге, первую в деревне Святке, вторую в Шлиссельбурге, третью близ Новгородского уезда в деревне Шальдихе, и на каждой поставить уездных по 4 подводы, а хотя же по указу из Высокого Сената 1727 года учрежден почтовый стан в деревне Агриселке (Синявино.- Ред.), но тогда еще вновь построенной Шлиссельбургской дороги было не построено, которая после исправлена и верстовые столбы поставлены, и проезд бывает беспрепятственный».
Ладога, 20.01.2009г.
Во время эпидемии «прилипчивой болезни» 1771 года генерал-губернатор Брюс разработал Инструкцию для лейб-гвардии офицеров, стоявших на заставах на Славянке,Тосне, на важнейших дорогах к Петербургу. Согласно этой Инструкции товары в столицу разрешалось пропускать только по особым «печатным билетам», которые выдавались «здоровым проезжающим» в Шальдихе, на Тихвинской дороге.
Ладога, 21.02.2009г.
Еще в 1798 году Пеллинская станция была передана из дворцового в почтовое ведомство, которое в 1821 году выделило 3000 рублей, чтобы не допустить упадка Главного здания «по умножившемся в оном и приадлежащим к нему службам наружным и внутренним ветхостям». Вскоре почтовый департамент…
Авт. М. Лермонтова, Ладога 06.02.1999г.
Долгое время считалось, что автором проекта почтовой станции являлся архитектор Иван Старов, который был автором проекта Пеллинского дворца, но исследования показали, что автором проекта признан Николай Львов.
АРХИТЕКТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ
(1751-1803/04)
Указ о строительстве на мызе Пелла каменной Почтовой станции появился 14 августа 1785 года, сразу после закладки дворцового ансамбля. Он был ответом на рапорт А.А.Безбородко, возглавлявшего тогда Главное почтовых дел правление. Автором проекта стал Н.А.Львов, его разностороннюю одаренность А.А.Безбородко ценил и покровительствовал архитектору. Почтовая станция стала интереснейшим архитектурным комплексом. Её строительство подчеркивало назначение дворца как императорской резиденции, куда должны были прибывать кареты с курьерами, сановниками и особами, спешащими попасть в резиденцию императрицы Екатерины II.
Львов прославился не только как талантливый архитектор, но также как ученый, писатель и поэт. Он увлекался древнерусским фольклором, нашел и издал старинную летопись, которая в науке с тех пор называется его фамилией. Николай Александрович Львов собрал народные песни и издал их отдельным изданием, сопроводив их музыкальным оформлением. Он сам был автором ряда литературных произведений: его перу принадлежат поэмы (в былинном духе), а также либретто, оперы, которые пользовались широкой популярностью. Н.А. Львов был талантливым художником, рисовальщиком и гравером. Он сам гравировал собственные эскизы и наброски, увлекался минералогией. Русская архитектура обогатилась его архитектурными достижениями. Деятельность Львова – это целый этап развития в отечественной культуре, который имеет большое значение для понимания особенностей эпохи в целом. Его творчество – это яркий пример многогранности личности и широкого кругозора, который был характерен для представителей интеллигенции екатерининского времени.
Комплекс почтовой станции за всю историю своего существования претерпел ряд многочисленных изменений: перестраивались помещения внутри зданий, менялись дверные проемы и окна, после пожара добавились пристройки, казармы, перестроены конюшня и каретник под квартиры офицеров и т. д.
В 30-е годы при Советской власти на территории Почтовой станции был построен завод автоприцепов Министерства лесной промышленности, на котором трудилось около 200 рабочих (бывших беспризорников), производивших телеги на шинном ходу.
Во время Великой Отечественной войны основное здание станции было разрушено и в дальнейшем разобрано.
В настоящее время из зданий ансамбля Пеллинской почтовой станции, находящиеся на территории ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», были восстановлены и отремонтированы северные служебные флигеля и бывшее конюшенно-каретным дугообразное здание. В них размещены административные службы.
В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (от 30.08.1960г. №13-27) восстановленные здания получили статус памятника архитектуры Федерального значения.
В 1995 году этот памятник архитектуры указом Президента России был включен в перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального значения.