В фондах краеведческого отдела Городской библиотеки хранится интереснейший экспонат, о наличии которого, в нашей жизни, вряд ли знают современные женщины и девушки. Это уникальный флакон из-под легендарного одеколона фирмы «ТэЖэ». И возникает вопрос, что же это такое ТэЖэ?
Говоря о высоких образцах парфюмерного искусства, мы сразу представляем себе Францию, родину изысканных ароматов. А вот российские духи, увы, у современников едва ли вызовут восторженные эмоции. Сложно в это поверить, но когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Отечественные парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Правда, речь идет о России дореволюционной.
Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы, всё, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей, было объявлено пережитками.
Одну из крупнейших российских фабрик назвали Пятым мыловаренным заводом и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Все парфюмерные фабрики объединились в трест Жиркость (по разным источникам «Трест эфира жировых эссенций»), более известный как ТэЖэ. Да, пришло время народного хозяйства и новых аббревиатур. В народе эту аббревиатуру расшифровывают по-своему — «тело женщины», «тайны женщины» и т.д.
Парадокс, но из такого вот малоприятного названия получилось загадочное сокращение на французский манер — предмет вожделения всех модниц. В те далекие годы была модной частушка:
«На губах ТЭЖЭ,
На глазах ТЭЖЭ.
На щеках ТЭЖЭ…
Целовать где же?
Время НЭПа было скоротечным, и парфюмерия того периода является по-своему оригинальной, как все то, что создается на стыке социальных эпох. Сегодня кажутся забавными некоторые образцы парфюмерии начала 20-х годов. Например, на этикетках флаконов могли быть изображены рабочий и колхозница, устремившие взгляды на занимающуюся зарю, а на заднем фоне — фабричные трубы, из которых валит дым и летит в сторону поднимающегося солнца. На этикетках появляются знаменитые цитаты и портреты наших вождей. Парфюмерная посуда на многие годы превращается в мощное орудие пропаганды и идеологии страны. Герб, флаг, символы власти и режима в СССР играли важнейшую роль в качестве открытой пропаганды. Подобная тенденция сложилась в результате политических задач руководства: советскому правительству необходимо было в кратчайшие сроки превратить всю «темную народную массу» в культурное общество, способное поднять страну, развить науку и культуру.
В 1932 году начальником Государственного объединения (треста) Жиркость Московского Совета народного хозяйства, была назначена Полина Жемчужина,
Жена Вячеслава Михайловича Молотова, которая руководила трестом вплоть до 1936 года. О её судьбе можно рассказать отдельно.
Революционер Молотов знакомится в Одессе с элегантной и очень зажиточной еврейкой Полиной Карповской. Женщина эта умела пленять и блистать в любом обществе: и среди своих богатых родственников, и на конспиративных сходках революционеров, в которых участвовал молодой Молотов. Они поженились. Полина стала не только опорой и спутницей своего мужа, но и его вдохновительницей. Превращение России в государство диктатуры пролетариата ввело эту изысканную женщину в среду самой высокой партийной иерархии. Она охотно возглавила парфюмерный трест и все парфюмеры 30-х годов подчинились тресту ТэЖэ. В результате компетентного руководства П.Жемчужиной в 30-е годы СССР по выпуску парфюмерной продукции обошел Францию и занял 3-е место после США и Великобритании.
По стечению обстоятельств продукция ТэЖэ стала «немного» французской и безусловно, представляла собой уникальное явление.
Несмотря на всю очевидную и навязчивую пропаганду, изделия треста ТэЖэ, в который входили предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова и других мест, заставляли задуматься о потрясающей красоте, думать о возвышенном и низком, о хорошем и плохом.
Продукция ТЭЖЭ — пудра, губная помада, одеколоны и духи, несмотря на немалые по тем временам цены, пользовалась безумной популярностью. Через ТЭЖЭ подавались ценности культуры и цивилизованности, формировался образ идеального советского гражданина: следящего за красотой и, в то же время, ответственного и серьезного строителя коммунизма.
Самые знаменитые духи того времени – Красная Москва, модницы 30-х мечтали, о заветной красной картонной коробочке с шелковой кисточкой. Если женщины в Советском Союзе пахли «Красной Москвой», то мужчины, «Тройным» одеколоном. Этот одеколон регулярно поставляли самому Сталину, ходили слухи, что это был единственный парфюм, не вызывавший у вождя аллергии.
Конечно, теперь мы знаем, что означает эта загадочная аббревиатура ТэЖэ, но так хочется, чтобы она оставалась такой, какой её сделал в своем представлении народ, – поэтической и прекрасной – «Тайной Женщины».
Л.А.Федотова заведующая краеведческим
отделом Городской библиотеки
(по материалам Интернета)