2 марта 2019 года в Отрадненской городской библиотеке прошло предпраздничное мероприятие, приуроченное к Международному женскому дню 8 Марта. Вниманию читателей была предложена лекция «Женские образы в произведениях Андрея Платонова».
Для анализа библиотекарь избрал рассказы «Железная старуха», «Взыскание погибших», «Афродита» и «Фро».
Теоретической основой лекционного материала послужили труды психолога и философа, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга, психолога, юнгианского аналитика Сибилл Биркхойзер-Оэри и филолога, фольклориста Владимира Яковлевича Проппа.
Анализируя рассказ «Железная старуха», лектор высказал предположение, что в этом произведении автор представил не два женских образа (мать главного героя – малолетнего мальчика Егора и смертоносная старуха – антипод матери), а один амбивалентный (двойственный) архетипический материнский образ. Иными словами, писатель показал нам Мать – Природу в двух её ипостасях: созидающей и разрушающей.
Библиотекарь отметил, что образы, созданные Платоновым, нельзя уместить в «прокрустовом ложе» юнгианского учения об архетипах. Андрею Платоновичу было свойственно следование христианским традициям. В своих произведениях он изображал Мать Страдающую. Примером может служить главная героиня рассказа «Взыскание погибших».
Представляя результаты анализа рассказов «Афродита» и «Фро», докладчик вернулся к учению К.Г. Юнга. Для раскрытия образов Натальи Владимировны Фоминой (Афродиты) и Фроси (Фро) были использованы понятия из юнгианской терминосистемы. В ходе лекции прозвучали дефиниции (краткие рабочие определения) понятий «анимус» и «анима».
Анимус – это бессознательная мужская сторона личности женщины, связанная с логосом (одухотворённым разумом). У каждой девушки, женщины есть мужская составляющая. При её подавлении, нарушаются личностное развитие и формирование духовности.
Анима – это внутренний образ женщины, хранимый мужчиной. Однако она представляет собой не только женский компонент мужской психики, но и образ идеальной женщины, идеал женственности, по которому тоскует мужчина.
Воплощениями анимы являются Елена Троянская (в русских народных сказках Елена Прекрасная), Беатриче, Афина и Афродита.
В ходе лекции библиотекарь попытался объяснить слушателям, почему имя одного из воплощений анимы было выбрано Платоновым для названия рассказа и вплетено в повествование. Лектор провёл сравнительный анализ женских образов в рассказах «Фро» и «Афродита», обратил внимание читателей на «платоновское косноязычие» и охарактеризовал намеренную неправильность его письменной речи как специфический авторский приём.
В финале лекции прозвучали поздравления с наступающим Международным женским днём. Однако они не стали финальным аккордом мероприятия. По инициативе гостей библиотеки в зале были продекламированы стихи о любви, радостях и испытаниях, с которыми во все времена сталкиваются представительницы прекрасной половины человечества.