Дворец в Пелле

photo23Одна из ярких страниц истории города связана с именем российской императрицы Екатерины II, которая 7 ноября 1784 года приобрела Ивановскую мызу за 60 тысяч рублей у семьи покойного тайного советника Неплюева. Екатерине очень понравилось новое приобретение, и она неоднократно выражала по этому поводу свой восторг: «Местоположение прелестное, виды чрезвычайно разнообразные и будет очень удобно украсить все английским парком». Спустя некоторое время Екатерина переименовала мызу Ивановскую в Пеллу.

Это событие обросло многочисленными преданиями, легендами и догадками, о которых специалисты спорят до сих пор. Из писем Екатерины нам известно, что она знала обо всех одноименных названиях — столице древней Македонии, родине Александра Македонского, проливе в Ладожском озере, по имени которого эта местность была якобы названа Петром I, финском названии местности, означающем рыхлая земля или пыль. Однако трудно представить, что Екатерина II, задумавшая построить в Пелле огромный дворцовый ансамбль в честь великих военных побед России, во славу мощи и величия как России, так и своего правления, могла ассоциировать этот монументальный комплекс с финским названием.

Гораздо более вероятной кажется версия названия Пеллы в честь родины Александра Македонского. Строительство дворцового комплекса осуществляли по проекту известного архитектора Ивана Старова. Сооружение дворца до 1789 года велось самыми опытными мастерами, из лучших материалов и исключительно быстро.

Екатерина неоднократно посещала Пеллу и оставалась довольна ходом работ: «Все мои загородные дворцы только хижины по сравнению с Пеллой, которая воздвигается как Феникс». А ведь в то время покоряли своей красотой и величием Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

К сожалению, 3 ноября 1789 года строительство Пеллы было приостановлено из-за войны с Турцией и более не возобновлялось.

После смерти Екатерины в 1796 году Павел I повелел разобрать все постройки, а материалы использовать для строительства Михайловского замка в Петербурге. Исчезнувший по велению Павла дворцовый ансамбль в Пеле является одним из наиболее существенных потерь в истории русского зодчества. От всего дворцового комплекса остались лишь здания Пеллинской почтовой станции, просуществовавшие до Великой Отечественной войны.

До наших дней сохранились лишь смотрительские флигели и конюшенно-каретный корпус, в 1999 году включенные в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Лучшим произведением Старова И.Е. наряду с Таврическим дворцом был дворец в Пелле (1785-1789 гг.). сломанный по приказанию Павла I Дворец в Пелле — грандиознейшее по замыслу дворцовое сооружение второй половины XVIII в. — был расположен на высоком берегу Невы близ невских порогов и должен был включать, по замыслу архитектора Старова, обширный пейзажный парк. Сохранившийся генеральный план дает представление об ансамбле дворца. Его композиционным центром был главный дворцовый корпус, предназначенный для торжеств и празднеств. Как и в Таврическом дворце, основным помещением дворца в Пелле был большой зал, расположенный в главном корпусе. С главным корпусом были соединены галереями шесть малых дворцов. Два больших из них предназначались для Екатерины II и Павла. Симметричные карре служебных корпусов оформляли парадный въезд на территорию дворца. В отличие от дворцов середины столетия, совмещавших в себе функции жилого и общественного зданий и строившихся как единые, слитные массивы, Пелла представляла собой сочетание отдельных зданий. Каждое из сооружений, входивших в дворцовый ансамбль, имело определенное назначение; парадные помещения были, отделены от помещений, предназначенных для частной жизни. Служебные помещения также образовывали изолированные группы. Здания объединялись соединительными галереями. Дворец не имел отчетливо выраженного главного фасада, но фасад на Неву Иван Егорович Старов обработал наиболее величественно, украсив его портиками большого ордера.

Справка:

Старов Иван Егорович. Родился в Москве в семье дьякона. Обучался в школе для детей «духовного чина», затем в гимназии при Московском университете. В 1756 г. переведен в Санкт-Петербург, в Академию художеств; учился у Кокоринова и Валлен-Деламота. В 1762 г. послан пенсионером в Париж, где работал у Ш. де Вайи. В 1766 г. переехал в Рим. Вернулся в Санкт-Петербург в 1768 г. С 1772 г. играл руководящую роль в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, занимался планировкой городов (Воронеж, Псков, Николаев, Екатеринослав). Надворный советник. Много проектировал для кн. Г. А. Потемкина. С 1769 г.— адъюнкт-профессор, с 1785— профессор, с 1794 г.— адъюнкт-ректор архитектуры Академии художеств. С 1800 г. возглавил комиссию по строительству Казанского собора.

Один из ведущих мастеров-классицистов конца XVIII в. Примечательное строгостью стиля, его творчество оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства в России.

Основные работы: в Санкт-Петербурге — Таврический дворец. Троицкий собор и Надвратная церковь Александро-Невской лавры; ряд усадебных домов в окрестностях Петербурга, из которых сохранились дома в Тайцах и Скворицах, дворец в Пелле (не сохранился); дворцы в Богородицке, Бобриках и Никольском-Гагарине под Москвой; Богородицкий собор в Казани; магистрат в Николаеве.

История русской архитектуры. Спб., Стройиздат Спб., 1994. С.578
Фото: Екатерина Юсубова

IMG_9889 IMG_9854 IMG_9855 IMG_9857 IMG_9884 IMG_9885

Обсуждение закрыто.