12 октября 2019 года в читальном зале Отрадненской городской библиотеки собрались почитатели прозы Максима Горького. Вниманию слушателей была предложена лекция о художественном своеобразии произведений известного русского, советского писателя.
Лектор представил в своём выступлении результаты анализа рассказов «Гривенник», «Счастье», «Страсти-мордасти» и романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».
В преамбуле к основному лекционному материалу был подвергнут осмыслению псевдоним Алексея Максимовича. Докладчик подчеркнул, что данный автор избрал для себя декларативное, однозначное литературное имя, лишающее читателя свободы в интерпретации его произведений. Видя на обложке или переплёте книги надпись «Максим Горький», мы получаем априорное представление о том, что творения этого литератора должны отражать всю горечь земного бытия.
Выявляя детерминанты выбора, сделанного Горьким, библиотекарь отметил, что Алексей Максимович не являлся исключением из установленных в его эпоху правил. Для представителей его поколения было характерно использование подобных, «говорящих» псевдонимов. В качестве примеров лектор привёл факты из биографий Зинаиды Николаевны Гиппиус, Александра Михайловича Гликберга и Елизаветы Ивановны Дмитриевой.
В начале своего творческого пути З.Н. Гиппиус фигурировала в мире литературы под именем Антон Крайний. Автор сатирических стихотворных фельетонов А.М. Гликберг приобрёл известность как Саша Чёрный, а Е.И. Дмитриева скрывалась за литературной маской таинственной, чувственной красавицы Черубины де Габриак.
Все эти псевдонимы соответствовали содержанию произведений их носителей. Подобная согласованность была характерна и для Максима Горького. Однако, по мнению лектора, Алексей Максимович является чрезвычайно крупным и многогранным художником, по отношению к которому недопустимо применять одномерные определения. Таким образом, можно говорить о том, что псевдоним данного писателя оказался слишком узким, не отражающим всю гамму чувств, порождаемых чтением его творений.
К сожалению, в наши дни произведения Максима Горького входят в круг чтения ограниченного числа пользователей библиотеки. Складывается впечатление, что Алексей Максимович оказался свергнутым с литературного Олимпа. Лекция, прошедшая в читальном зале, была направлена продвижение его наследия и развитие читательского интереса к реалистичным, наполненным уникальными художественными образами и достойным нашего внимания текстам.