О подростковых суицидах…

593e7c2e786b0e96e40670451240050eВ период с 14 по 25 марта 2022 на территории Ленинградской области проводятся мероприятия Единого родительского дня на тему «Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)». Цель – информирование родителей о признаках аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, в том числе суицидальных проявлений, факторах риска и своевременного принятия мер профилактики.

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение — один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, которое проявляется в действиях, направленных на нанесение прямого или косвенного вреда собственному физическому или психическому здоровью. На сегодняшний день аутодеструктивное поведение все чаще проявляется среди подростков в суицидальных наклонностях, токсикомании, наркомании, алкоголизации и других видах саморазрушения организма. Суицидальное поведение считается наиболее опасной формой.

Суицид не является случайным действием, он всегда имеет цель и смысл, является своего рода решением проблемы, выходом из психологического кризиса или невыносимой жизненной ситуации. За каждым случаем подросткового самоубийства стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Непосредственные причины подростковых суицидов обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении ребенка, детско-родительскими отношениями и их последствиями.

В период 2020-2021 гг. на территории МО «Город Отрадное» суицидальные попытки совершили четверо несовершеннолетних. Один подросток умер, троих успели доставить в больницу и оказать необходимую медицинскую помощь. Все дети — учащиеся образовательных организаций г. Отрадное, ранее на профилактических учетах в службах системы профилактики не состояли, воспитывались в благополучных семьях.

Проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из острых и первостепенных проблем нашего общества.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (мысли, высказывания, угрозы и т.д.)

В семьях кажется неэтичным, неловким и даже не нужным говорить с ребенком о смерти, но именно в подростковом возрасте дети начинают интересоваться этой темой — это их естественное любопытство взрослеющего человека: Что это? Что будет потом? За поиском информации дети обращаются к друзьям и в интернет. Ищут сайты и группы в социальных сетях, где они обсуждают смерть, суицид, и, возможно, кто-то принимает свое последнее в жизни решение. Пропагандирующие суицид сайты открываются чаще, чем закрываются, и ребенка не уберечь от этой информации — от того или иного друга, на том или ином сайте он получит информацию, которую ищет. Здесь важно не оградить ребенка от этой темы, а научить правильно к ней относиться — этому могут и должны подготовить ребенка родители.

 

Признаки суицидального поведения:

- Капризность, привередливость;

- Депрессия;

- Агрессивность;

- Нарушение аппетита;

- Раздача подарков окружающим;

- Психологическая травма;

- Перемены в поведении и другие.

 

Группы риска:

1.Подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации, с аффективными расстройствами в поведении, депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

2.Подростки с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств.

3. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, с суицидальными попытками.

4.Страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

 

Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков? Специалисты выделяют ряд основных мотивов суицидального поведения подростков:

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания (например, в ситуациях серьезного проступка), нежелание извиниться. Любовные неудачи.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации (проблемы в учебе, ЕГЭ).
  • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг, фильмов.

 

Зачастую вышеперечисленные мотивы отягощаются употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет — зависимостями.

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ:

 

1.Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
4. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
5. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

 

Для этого:

— расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

— придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;

— помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь.

Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, не доверяйтесь полностью на свою интуицию и интернет, обратитесь к специалистам: сходите к детскому психологу, расскажите свою ситуацию и подумайте вместе, что лучше предпринять. Жизнь в XXI веке давно перестала быть спокойной и размеренной, и даже дети нуждаются в психологической помощи все чаще и чаще.

 

Службы экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122

-Круглосуточно

-Бесплатно

-Анонимно и конфиденциально

 

ГКУЗ «Ленинградский областной психоневрологический диспансер»:

Телефон доверия – 8 800 200 47 03

Горячая линия:   8 900 646 63 62 ( с 09 – 18 часов)

8 800 200 47 03 ( с 18 – 09 часов)

Наименование

Адрес

Телефон

Кабинет медико-социальной и психологической помощи ГКУЗ ЛОПНД

 198097, Санкт-Петербург,                  ул. Трефолева, д.34

8(812)331-94-36

 8(812)458-52-42

 

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.