Ивановские пороги

Otradnoe_gorod_vozmojnostey-3-0215Порогов в обычном понимании на реке Неве нет. Пороги представляют собой двухкилометровый участок Невы между устьями впадающих в неё рек Святки и Тосны (в 43,7 и 45,7 км от устья соответственно; на левом берегу Невы в этом месте находится мачтопропиточный завод и порт города Отрадное, на правом – деревня Большие Пороги). Посередине этого участка, у узкого мыса Святки, вдающегося в русло реки, она имеет минимальную ширину – 210 метров и наибольшую скорость течения – до 3-4 метров в секунду. Этот быстроток образован резким сужением русла до 210 м у мыса Святки. Скорость течения здесь весьма велика — до 4,0-4,5 м/сек. Такой скоростью течения обладают далеко не все горные реки. До недавнего времени этот отрезок Невы был самым сложным для судоходства. Малая глубина, наличие подводных камней и отмелей, быстрое течение представляли большую опасность для судов. Огибая отмель (Ивановскую луду) у левого берега реки, основной водоток разделяется на две ветви. На правой возможно движение судов вверх и вниз по реке; она называется спусковым фарватером.

Левым протоком пользуются только небольшие суда, следующие к истоку Невы; её называют взводным фарватером. Бурный поток воды, вырвавшийся из сужения, устремляется к правому берегу, но, встретив здесь каменистую отмель, круто поворачивает на юг и юго-запад к левому берегу и затем широко разливается (до 1000 м) у устья реки Тосны. Otradnoe_gorod_vozmojnostey-3-0216Примерно посредине расширения находится обширная каменистая отмель – Ивановская луда, а к северу от нее, у правого берега, — Большепорожская луда. Основной поток воды разделяется на две ветви, огибая Ивановскую луду. Правая ветвь предназначена для плавания всех судов, кроме мелких, в обоих направлениях, левая ветвь – для небольших судов, идущих вверх по реке. Правую ветвь называют спусковым фарватером, а левую — взводным. Любопытно, что система течений в Ивановских порогах непостоянная. При больших и средних расходах воды поток почти полностью устремляется по правому, или спусковому, фарватеру, создавая тем самым в левой части реки тихоход. При малых расходах воды поток рассредоточивается по всей ширине реки. В дне реки выступают известняки; здесь много подводных гряд и камней. Несмотря на проводимые работы по расчистке фарватера (в 1756 и 1820 годах), до последнего времени Ивановские пороги были значительным препятствием для судоходства. Проведённые дно углубительные и взрывные работы позволили существенно углубить фарватер и уменьшить скорость течения воды. С открытием Волго-Балта движение по Неве значительно увеличилось. Чтобы обеспечить нормальные условия судоходства в районе Ивановских порогов, в 1973–1978 годы Невско-Ладожский технический участок пути выполнил здесь большой объём взрывных и дноуглубительных работ, срезав каменную мель. Скорость течения реки значительно снизилась, спусковой фарватер стал шире и глубже – его ширина возросла с 85 до 160 метров, что сделало возможным двухстороннее движение судов.

Обсуждение закрыто.