К первым пробам наркотиков склонны подростки и взрослые из группы риска(т.е. группы аддиктивного поведения). К развития аддиктивного поведения относятся :медико-биологические, психологические, микросоциальные факторы .
Медико-биологическими факторами употребления психоактивных веществ среди подростков являются подростковый возраст, наследственная предрасположенность, типы акцентуации характера ( среди злоупотребляющих алкоголем подростков доминируют гипертимные, истероидные и эпилептиоидные личности, особенности характера которых позволяет им занимать лидирующие позиции в группе, опасность данной ситуации представляется в том, что именно потенциальные лидеры-аддикты будут способствовать вовлечению в потребление алкоголя и других ПАВ остальных подростков.) , наличие нервно-психических заболеваний, длительные стрессовые ситуации и т.д. .
К психическим факторам относятся трудности приспособления к окружающему, конфликт с окружением, неудовлетворенность собой или чем либо, непонимание окружающими, пониженное настроение и высоский уровень тревоги.
Микросоциальные факторы риска это злоупотребление алкоголем или другими психоактивными веществами родителями и другими родственниками, негативные отношения между родителями и детьми, плохой контроль родителей за поведением ребенка и его окружением, отсутствие руководства со стороны родителей жизнью ребенка, развод родителей и их неадаптированность к повторному браку, оторванные от реальности ожидания родителей в отношении ребенка, малая забота о детях и недостаточная сплоченность семьи, плохая успеваемость в школе, предпочтение мнения сверстников мнения родителей, проблемы с правоохранительными органами, низкий уровень притязаний подростков на будущее.
Факторами защиты являются элементы воспитания в семье с высокими морально-религиозными принципами, правильные социальные установки в семье, отраженные в соответствующих правилах внутрисемейного поведения, сплоченность в семье и позитивные взаимоотношения в ней, интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье, эмоциональная близость подростка с матерью и другими членами семьи, уважение семейных ценностей, привитые с детства навыки правильного общения с людьми, интерес к учебе и хорошая успеваемость.