ВСТАНЕМ ИЗ ДЕТСТВА (продолжение)
Начало 24.02.2016; 28.04.2016 г.г.
Чем дальше по времени отдаляются события Второй мировой войны, тем больше они стираются из памяти. Кто-то был слишком мал, кто-то не хочет вспомнить те ужасы, которые пережила его семья. На любой войне в первую очередь страдают дети, их участь была предопределена: их либо сразу убивали, либо увозили на запад, в Германию, обрекая на каторжный труд, страдания, унижения и, в конце концов, все равно, на смерть. У этих людей не было детства. Их детство затерялось между пыльными сапогами воюющих армий.
Воспоминания малолетней узницы Андреевой Клавдии Ивановны (г.р. 1933)
(авторский текст соблюден)
Из Отрадного вывезли в Прибалтику в товарных вагонах. Сестры в дороге заболели, но мама их прятала от немцев, иначе высаживали больных и оставляли на остановках.
С 1942 по 1943 годы находилась с семьей в Германии в г. Броншвейк (Брауншвейг). Мама и сестры работали на фабрике «Броншвейк», а я с другими маленькими детьми пасла гусей.
Брат в 17 лет ушел добровольцем и пропал без вести. Отец работал в Ленинграде на заводе «Большевик» и умер во время блокады. Освободили советские солдаты, сразу приехали в Отрадное, в свой дом, который немцы превратили в бункер. В школу пошла в 12 лет, 10 классов окончила с отличием. После окончания школы работала на чулочно-перчаточной фабрике им. Бебеля в г. Ленинграде. Вышла замуж, переехала в Отрадное, работала на производственном объединении «Блесна» сборщицей металлоконструкций.
В настоящее время помогаю сыну и внукам.
Воспоминания малолетней узницы Власовой Марии Алексеевны (г.р.1931)
(авторский текст соблюден)
Из Отрадного увезли в товарных вагонах в Старую Руссу, а оттуда в Польшу. Жили у хозяина, работали в поле, на пилораме и других работах.
Всю нашу семью маму, брата, сестру освободили солдаты Красной Армии в 1945году. Сразу вернулись в Новгородскую область деревню Лужно. Жили в землянках, ели траву. Два брата, которые были на войне, вернулись живыми, но сейчас их уже нет. Я осталась одна. Живу в г. Отрадном, помогаю детям, внукам.
Мы не имеем морального права забывать тех масштабных преступлениях против человечества, которые проводились нацистами в концентрационных лагерях. География этих лагерей в Европе потрясает: Дахау, Освенцим, Аушвиц-Биркенау, Маутхаузен, Дора-Миттельбау, Равенсбрюк и др.
История немецкого концлагеря Равенсбрюк
Равенсбрюк был единственным нацистским концлагерем построенным специально для заключенных-женщин, трудившихся здесь на благо Третьего рейха, и освобожденного 30 апреля 1945 года войсками Красной Армии. Лагерь получил название от маленькой деревушки в окрестностях города Фюрстенберг и расположен примерно в 80 км к северу от Берлина по дороге, ведущей к Балтийскому морю. Женщины, попадающие в лагерь ночью, иногда думали, что находятся рядом с морем, потому что ощущали запах соли в воздухе и песок под ногами.
Самое большое количество заключенных Равенсбрюка составляло 45 000 женщин; за более чем шесть лет существования лагеря через его ворота прошли около 130 000 женщин, которых били, морили голодом, заставляли работать до смерти, травили, пытали, умерщвляли в газовых камерах.
Два раза в месяц проводился отбор заключенных, подлежащих уничтожению. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Постоянно проводили медицинские эксперименты: узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий, женщин специально калечили, ампутировали здоровые конечности, а потом «подсаживали» их к другим заключенным, проводили стерилизации.
28 февраля 1943 года в Равенсбрюк привезли 536 советских военнопленных: женщин-врачей, медицинских сестёр и связисток, участвовавших в боях за Крым. Всем выдали лагерную одежду с надписью: «SU-Sowjet Union».Еще до прибытия советских женщин эсэсовцы распустили по лагерю слух, что из России привезут банду женщин-убийц. Поэтому их поместили в особый блок, который ото всех остальных был отделен колючей проволокой.
Узницы работали в основном на швейных предприятиях лагеря, на которых изготавливалось 80% всего обмундирования для войск СС.
О том, какое впечатление произвели на узниц Равенсбрюка советские женщины, свидетельствует в своих воспоминаниях одна из узниц Ш. Мюллер:
«…в одно из воскресений апреля нам стало известно, что советские заключенные отказались выполнить какой-то приказ, ссылаясь на то, что согласно Женевской Конвенции Красного Креста с ними следует обращаться как с военнопленными. Для лагерного начальства это была неслыханная дерзость. Всю первую половину дня их заставили маршировать по Лагерштрассе (главная «улица» лагеря. – А. Ш.) и лишили обеда.
Но женщины из красноармейского блока (так мы называли барак, где они жили) решили превратить это наказание в демонстрацию своей силы. Помню, кто-то крикнул в нашем блоке: “Смотрите, Красная Армия марширует!” Мы выбежали из бараков, бросились на Лагерштрассе.
И что же мы увидели? Это было незабываемо! Пятьсот советских женщин по десять в ряд, держа равнение, шли, словно на параде, чеканя шаг. Их шаги, как барабанная дробь, ритмично отбивали такт по Лагерштрассе. Вся колонна двигалась как единое целое. Вдруг женщина на правом фланге первого ряда дала команду запевать. Она отсчитала: “Раз, два, три!” И они запели: Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой…
Так советские женщины-военнопленные не раз поражали своих врагов и солагерниц единством и духом сопротивления.
Советские узницы верили в освобождение, и эта вера звучала в песне, сложенной неизвестным автором:
Выше голову, русские девочки!
Выше головы, будьте смелей!
Нам терпеть остается не долго,
Прилетит по весне соловей…
И откроет нам двери на волю,
Снимет платье в полоску с плечей
И залечит глубокие раны,
Вытрет слезы с опухших очей.
Выше голову, русские девочки!
Будьте русскими всюду, везде!
Ждать недолго осталось, недолго -
И мы будем на русской земле.
Примерные подсчеты количества жертв варьируются от 30 000 до 90 000 человек; реальное число, скорее всего, не будет известно никогда. Происходившие здесь чудовищные преступления и мужество его жертв до сих пор по большей части неизвестны. Массовое уничтожение улик в Равенсбрюке — одна из причин, по которым о лагере известно так мало. В последние дни его существования дела всех заключенных были сожжены в крематории ( был построен в лагере осенью 1943года), или на костре, вместе с телами. Пепел был сброшен в озеро.
В лагере было много детей. Многие рождались там, но их отбирали у матерей. Согласно записям в период с сентября 1944 по апрель 1945 года в лагере родились 560 детей (у 23 женщин были преждевременные роды, 20 детей родились мертвыми. Выжили из них около ста). Большинство детей умирали от истощения.
30 апреля 1945 года, в день освобождения лагеря, узницы Равенсбрюка дали клятву: «Именем многих тысяч жертв замученных, именем матерей и сестер, превращенных в пепел, именем всех жертв фашизма клянемся! Никогда не забыть черную ночь Равенсбрюка. Детям детей рассказать обо всем. До конца своих дней дружбу крепить, мир и единство. Уничтожить фашизм. В этом девиз и итог борьбы». Уже 3 мая 1945 года лагерь заработал как военный госпиталь, в котором работали лучшие советские врачи ближайших воинских расположений. Книга Памяти погибших в Равенсбрюке была создана много лет спустя, хотя немцы уничтожили почти все документы.
В память о погибших и выживших ежегодно 11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата была выбрана и утверждена ООН не случайно. Она была установлена в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, которое произошло 11 апреля 1945 года. С 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.
(Часть материала взята из Интернета)
Отрадненская городская библиотека