1. Внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.06.2019 №139-ФЗ внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ) в части ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
В частности, глава 4 ВК РФ дополнена статьей 36.1, которой предусматривается ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В реестр включают водопользователей, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены, а также победителей аукциона, уклонившихся от заключения договора водопользования. Законом регулируются вопросы представления данной информации в федеральный орган исполнительной власти, обеспечения ее доступности для ознакомления, включения и исключения из реестра.
В реестр включается следующая информация:
1) наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика — для юридического лица; наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, являющегося учредителем юридического лица; фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц; фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика — для физического лица или индивидуального предпринимателя;
2) информация о договорах водопользования, решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
3) дата и номер решения суда о принудительном прекращении права пользования водным объектом;
4) дата проведения аукциона на право заключения договора водопользования в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора водопользования;
5) дата внесения указанной информации в реестр.
Вышеуказанная информация представляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 ВК РФ либо организатором аукциона в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра:
1) в течение трех рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного решения о принудительном прекращении права пользования водным объектом;
2) в случае непредставления победителем аукциона подписанного договора водопользования в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола аукциона на право заключения договора водопользования.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления данной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, информация о недобросовестных водопользователях и участниках аукциона на право заключения договора водопользования включается в реестр или направляется мотивированный отказ во включении такой информации в реестр.
Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Вышеуказанная информация исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр, а также по решению суда.
Включение информации в реестр может быть обжаловано в судебном порядке. Порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Обязанность разработки программы производственного экологического контроля.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность разрабатывать программу производственного экологического контроля возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, IIи III категорий.
Порядок разработки данных программ установлен приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», которым также определено, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.
Неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.1 КоАП РФ — несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение административных штрафов в размере до ста тысяч рублей.
3. Об ответственном обращении с животными.
Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы вопросы обращения с животными.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:
— отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
— ответственность человека за судьбу животного;
— воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
В статье 9 Федерального закона определены такие общие требования к содержанию животных их владельцами как:
— обеспечение надлежащего ухода за животными;
— обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;
— принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
Закон запрещает убийство животных под любым предлогом и предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, установлен запреты на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещение в приют, на содержание диких животных в квартирах и домах, на контактные зоопарки в торговых центрах и торговлю животными в местах, не предназначенных для этого.
Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными, производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях в том числе в сети «Интернет» и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
Владельцы должны обеспечить надлежащий уход за животными, своевременное оказание ветеринарной помощи и обязательных профилактических ветеринарных мероприятий. Определены требования по содержанию животных, используемых в культурно-зрелищных целях (зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, океанариумах, дельфинариях). При этом их деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них и порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим, статьей 245 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, за которое назначается наказание в виде штрафа, обязательных и принудительных работ, ограничения свободы, а также лишения свободы до пяти лет.