В целях формирования позитивной модели поведения несовершеннолетних, успешного сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе ребенка, снижения негативных тенденций в подростковой среде, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Город Отрадное» было организовано общегородское родительское собрание на тему «Ребёнок + родители + школа = воспитание». Собрание проводилось 17 марта 2021 года в рамках Единого родительского дня.
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей.
Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Изначально, решающая роль в воспитании принадлежит семье. Обязанность родителей по воспитанию детей – первостепенная и основополагающая. Задачами семейного воспитания является:
- ·Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
- ·Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
- ·Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
- ·Передать личный и общественный опыт.
- ·Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
- ·Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.
Однако, не все родители надлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию своих детей. По данным МВД, в первом полугодии 2020 года родители и другие члены семьи совершили 1, 5 тысячи преступлений против жизни и здоровья своих детей. Нередко факты семейного неблагополучия провоцируют детей на уход из дома. В первом полугодии 2020 года основной причиной побегов детей из дома (70 %) стали проблемы в детско-родительских отношениях. В период бродяжничества 518 детей стали участниками преступлений. 75 — потерпевшими от преступных деяний. Из них 6 ребят погибло. 35 — стали жертвами несчастных случаев.
Вторым источником воспитательного процесса в жизни ребенка является образовательное учреждение. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.
Семья и школа должны стать партнерами. Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей, конечно же, является самым тесным.
Наилучшим образом проходит адаптация, обучение детей в школе, и как следствие – воспитание, если:
• налажен личный дружественный контакт между родителями и классным руководителем (учителями);
• родители принимают активное участие в жизни школы и класса;
• организуются совместные поездки класса и родителей (экскурсии, представления, пикники);
• родители тесно общаются друг с другом, отсутствуют распри между ними;
• учитель знает условия проживания семьи, интересы ребенка;
• существует взаимопомощь родителей и учителя.
Духовно-нравственное воспитание в школе как раз и начинается с этого – с взаимоотношений взрослых друг с другом, а вернее продолжается в школе, начавшись дома.
Ребенок копирует действия родителей, их отношение к другим, природе, животным, их способность быть чуткими, отзывчивыми, отношение к старшему поколению.
Однако, факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги и родители. В связи с этим, актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей, особенно с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
Поэтому мы еще раз стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать анализ проблем детской безнадзорности и преступности, основанных на ошибках в воспитании.
Также, вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет незаконных действий. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам.
Так, рассматривая показатели комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Отрадное» за 2020 год, можно увидеть рост количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними по ряду статей по сравнению с АППГ:
Протоколы об административных правонарушениях отношении несовершеннолетних, по которым зафиксирован рост по сравнению с АППГ: | 2020 | 2019 |
правонарушений, предусмотренные Главой 11 КоАП РФ | 27 | 12 |
ст.19.16. ( умышленная порча удостоверения личности гражданина ( паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности) | 1 | - |
ст.20.1. (мелкое хулиганство) | 7 | 3 |
ст.20.20, часть 1(потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом) | 6 | 6 |
ст.20.21. (появление в общественных местах в состоянии опьянения) | 3 | 2 |
Приговоры | 1 | 1 |
Постановления об отказе в возбуждении уголовных дел всего | 1 | - |
в том числе за совершение общественно опасных деяний | 1 | - |
Постановления о прекращении уголовных дел, всего | 1 | - |
Материалы проверок из органов внутренних дел | 21 | 2 |
Другие материалы и документы в отношении несовершеннолетних, по которым комиссия вынесла постановления | 64 | 28 |
В отношении родителей (законных представителей), | ||
ст.20.22. (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукций, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах), всего | 14 | 5 |
в т.ч. за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции | 11 | 4 |
в т.ч потребление ими наркотических средств илипсихотропных веществ | 3 | 1 |
Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут общими как для родителей, так и для педагогов.
Согласно ст.63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.
Ориентир — индивидуальная работа с учениками, разработка альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей, специфики их творческих индивидуальных возможностей. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы.
Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.
Основными задачами, стоящими перед родителями и педагогами в направлении профилактической деятельности, являются:
– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;
– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости детей на основе изучения их интересов, потребностей;
– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;
– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.
Мы с вами на собственном опыте знаем, что плохо, когда ребенок трудится ниже своих способностей и даже самолюбие не побуждает его сделать больше и лучше, но беда бывает и тогда, когда уровень требований родителей, учителей слишком высок по сравнению с его способностями. Такой ребенок мучается на протяжении всех школьных лет, для него приобретение знаний не радость, а вечный экзамен, мучение, каждый вызов к доске, каждая письменная работа становится для него источником сильных переживаний и психологических потрясений. И, казалось бы, не могут же родители желать такого состояния своему ребенку! Но, как это не парадоксально, желают. Ребенок, до третьего, шестого классов обучавшийся в общеобразовательной школе, естественно, не успевающий там за этот период, приобрел не только отвратное отношение к школе, но накопил и множество негативных явлений, отрицательных эмоций вплоть до психических расстройств и отклонений (бродяжничество, безудержное упрямство, постоянное внутреннее беспокойство, выплескивающееся в агрессию, озлобленность, хамство).
Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности.
Опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И уже субъектам системы профилактики приходится решать родительские проблемы. Растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.
Если вы сталкиваетесь с такими проблемами, мы рекомендуем обратиться в МКУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (см. презентацию к материалу).
Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми дети «доходят» до нас.
Некоторые родители, дав ребенку основополагающие навыки, полагают, что школа даст все остальные знания и умения, а также воспитает их детей. Такие высказывания обречены, потому что воспитание – это компетенция не только педагогов, воспитывают родители, все члены семьи, окружение ребенка. Школа не может принудить ребенка учиться, заставить посещать кружки – такое желание должны прививать родители, педагоги могут лишь увлечь. Школа не состоятельна в том, чтобы изменять поведение, образ жизни, семейные условия и отношение родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями, школа может только просвещать, предлагать, пытаться убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой профилактической формы, когда нет взаимодействия родителей и педагогов. Поэтому правильно говорить, что участниками воспитательного процесса является ребенок, родители и школа, и только работая в связке можно добиться успехов!