Новое в законодательстве в сфере охраны окружающей среды

Минприроды России установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора)

Перечень включает, в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности, в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательных требований, установленных нормативным правовым актом.

Перечень содержит акты, их отдельные положения в сферах федерального государственного экологического надзора, государственного земельного надзора, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в сфере охраны водных объектов и др.

 

МусорМинприроды России рекомендует заказчикам в рамках государственных или муниципальных контрактов (договоров) ужесточить требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде

С целью предупреждения и пресечения риска выполнения работ недобросовестными исполнителями рекомендуется:

усилить контроль за соблюдением требований к участникам закупки на выполнение работ;

установить в извещении об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица;

установить в извещении об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки критерий оценки заявок квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

установить порядок осуществления оперативного контроля за ходом выполнения работ.

Кроме того, особое внимание следует обращать на информацию в поступающих обращениях граждан и организаций относительно возможного нецелевого использования бюджетных средств, а также нарушений природоохранного законодательства в отношении проводимых работ с целью выявления и пресечения фактов невыполнения либо ненадлежащего выполнения работ.

 

Подписан закон, направленный на пресечение деятельности по незаконной заготовке древесины, обеспечение достоверного учета качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, осуществление эффективного контроля сделок с древесиной и снижение размера ущерба от незаконных рубок

Закон предусматривает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, которая обеспечит непрерывный контроль за движением древесины от места ее заготовки до переработки, включая транспортировку и вывоз продукции из Российской Федерации.

Учет древесины будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений, предусмотренных Лесным кодексом РФ, в том числе, об объеме, видовом (породном) и сортиментном составе древесины. Содержащиеся в реестре сведения, документы, материалы, в том числе публичная лесная карта, будут доступны для ознакомления на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети «Интернет» всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Устанавливается, что транспортировка древесины, ее хранение, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются.

Кроме того, предусмотрено:

формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса;

введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины;

создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней;

введение систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства в виде административного обследования состояния лесов, их количественных и качественных характеристик на основании сведений, содержащихся в открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, сведений, полученных в ходе осуществления государственной инвентаризации лесов, лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, и прочее.

Законом устанавливается ряд переходных положений.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 года, а также с 1 января 2023 года.

 

Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках предоставления государственной услуги по ведению реестра нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на территории РФ

В перечень включены:

Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации»;

Приказ Минэнерго России от 22.12.2014 N 936 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра проектируемых, строящихся, реконструируемых и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на территории Российской Федерации».

В перечне также приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Порядок осуществления федерального государственного охотничьего надзора планируют обновить

В соответствии с проектом предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, ИП и гражданами, требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Объект контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного надзора:

чрезвычайно высокий риск — в случае наличия четырех и более критериев риска;

значительный риск — в случае наличия до трех критериев риска;

умеренный риск — в случае наличия до двух критериев риска;

низкий риск — в случае отсутствия критериев риска.

Определяются, в том числе виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления государственного надзора и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия; виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; профилактические мероприятия, которые могут проводиться в рамках государственного надзора.

Предлагается признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре».

С 1 июля 2021 года предлагается ввести в действие порядок осуществления государственного надзора в сфере оборота древесины

Государственный надзор в сфере оборота древесины осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами и подведомственными государственными учреждениями.

Согласно проекту, должностные лица органа государственного надзора имеют, в том числе, право:

проверять соблюдение обязательных требований к перевозке, переработке и хранению древесины, учету древесины и сделок с ней;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проводить контрольный учет древесины в местах ее складирования, переработки;

проводить анализ данных единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней на предмет отслеживания цепочек поставок древесины от момента заготовки до ее переработки или вывоза за пределы РФ;

осуществлять досмотр транспортных средств и, при выявлении признаков нарушения обязательных требований, их задержание;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.28.1 КоАП РФ;

предупреждать нарушения требований лесного законодательства, в части перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Надзорные мероприятия проводятся на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем мониторинга и анализа информации, содержащейся в информационной системе, содержащей сведения о приемке, перевозке, переработке и хранении древесины, учете древесины и сделок с ней.

При осуществлении государственного надзора будет применяться система оценки и управления рисками. Критерии риска формируются по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) и основываются на необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Приведены случаи, при наличии которых формируются категории риска — высокий, средний, низкий.

Плановые проверки для каждой категории риска планируются со следующей частотой:

высокий риск — незамедлительно, в момент поступления сведений о возникших признаках высокого риска;

средний риск — не реже одного раза в 6 лет, но не чаще, чем один раз в 3 года;

низкий риск — не планируются.

Должностные лица обязаны вносить информацию о проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований в единый реестр проверок.

ПожарРослесхоз информирует о новациях в сфере лесного хозяйства

4 февраля 2021 г. подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования лесных отношений, а также призванный в целом повысить эффективность и прозрачность лесной отрасли.

В частности, документ предусматривает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) с обеспечением полной прослеживаемости древесины от ее заготовки, мест складирования до производства продукции ее переработки и вывоза продукции из Российской Федерации.

Транспортировка древесины и продукции из нее допускается только при наличии электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, породе, сортименте, пунктах отправления и назначения, о госномере ТС, а также реквизиты сделок с древесиной, если они совершались. При перевозке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, приобретении древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме до 10 кубометров электронный сопроводительный документ не потребуется.

Хранение древесины после вывоза ее с лесосеки возможно будет исключительно на зарегистрированных во ФГИС ЛК складах, а переработка — только на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в систему. Обязательно к исполнению требование регистрации во ФГИС ЛК сделок с древесиной и продуктами ее переработки.

Также законом предусмотрен перечень сведений, которые должны быть внесены в ГЛР: документы о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, древесине и сделках с ней, а также документы по управлению в области лесных отношений, обеспечению учета древесины и ее прослеживаемости, учета сведений о сделках с ней.

Технические решения по переводу в цифровой вид всех документов в лесном хозяйстве также предусмотрены в законе.

Закон обязывает создать в интернете единую электронную карту, на которой будут отражены сведения ГЛР. Карта будет бесплатна и доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Кроме того, документ содержит положения, которые предусматривают проведение в 2021 году в ряде регионов эксперимента по передаче полномочий государственного лесного надзора на федеральный уровень, участие арендаторов лесных участков в тушении лесных пожаров и отказ от передачи лесных участков в субаренду.

Федеральный закон вступил в силу 4 февраля 2021 года, кроме отдельных положений, для которых законом установлены иные сроки.

Определен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Рослесхозом в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности

Указанный перечень включает, в числе прочего: гиперссылки на текст НПА на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц НПА, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц НПА, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

Признан утратившим силу Приказ Рослесхоза от 15.01.2019 N 9 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) мероприятий по государственному контролю (надзору), и о признании утратившими силу некоторых приказов Рослесхоза».

Минприроды даны разъяснения о применении нормативных актов по вопросам предоставления обобщающей отчетности об отходах

Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721, утратил силу с 1 января 2020 года.

Данные учета по итогам 2020 года (по состоянию на 1 января 2021 года) обобщаются в срок не позднее 10 января 2021 года в соответствии с положениями указанного Порядка N 721.

С 1 января 2021 г. вступил в силу и действует до 1 января 2027 г. новый Порядок учета, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028.

В соответствии с пунктом 11 Порядка N 1028 данные учета начиная с 1 января 2021 года обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

ЭкологичноВведена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в 2021 году

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.12.2020 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».

Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в т.ч. упаковки, производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.

Следует отметить, что данные Правила действуют до 1 января 2022 года.

Введенную форму отчетности производителям и импортерам товаров в необходимо представить в органы Росприроднадзора до 1 апреля года, следующего за отчетным.

 

Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

С 01.03.2021 введены в действие обобщенные санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Указанными санитарными правилами устанавливаются, в числе прочего:

гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений;

химические и биологические факторы производственной среды;

нормативы качества и безопасности воды;

нормативы почвы населенных мест и сельскохозяйственных угодий;

физические факторы (за исключением ионизирующего излучения);

гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и среднего профессионального образования, изданиям электронным учебным для общего и среднего профессионального образования, изданиям книжным, журнальным и газетным для взрослых;

канцерогенные факторы;

гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды.

Приводится перечень постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, утрачивающих силу с 01.03.2021.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 действуют до 01.03.2027.

Обсуждение закрыто.